Почему человек зачастую, "приходя к Богу", начинает не более полно и радостно воспринимать окружающий мир, не ярче проявляться в нем - от избытка, а отгораживается от него? Становится дальше, меньше, тише, глуше. Как-то сгибается, скукоживается. И в повадках, и в словах, и в одежде появляется какая-то робость, стесненность и осторожность, взгляд опускается к земле (а вовсе не поднимается к небу). Рвутся связи - вовсе не предосудительные и порочные, обычные, о старых увлечениях (не пороках!) говорится со снисходительной улыбкой или даже стыдом - как об использованных младенческих памперсах. Человек как бы тает, его становится все меньше в окружающей реальности. Если же растаять не получается, если жаль бросать друзей и увлечения, то он говорит об этом как о своей слабости. "Слаб я, не в силах избавиться от ветхого, мирского..." В человеке - для окружающего мира - почти ничего не прибавляется, а отсекается многое.
Говорят "Бог ревнив". Но вообще-то ревность - это свойство весьма неприятных личностей - вроде кинговской Кристины, о которой прочитал вчера. Ревность - она от малости и тесноты души, а не от ее величия, а тем более - безбрежности. Да и к чему ревновать? Как может Творец ревновать к сотворенному им миру? Все равно как художник заставлял бы поклонников своего творчества денно и нощно созерцать его самого - а не его картины. Это бы имело смысл в одном случае - если бы правы были манихеи и гностики, считавшие, что материя - порождение дьявола, а Бог создал только духовное. Тогда да, все правильно - и умерщвление плоти, и затвор, и паническое избегание плотских радостей, и молчание. Но ведь эти учения считаются ересью! Почему же многие "христиане" на деле, в своих поступках придерживаются именно их? Не понимаю... Точнее, соображения у меня есть, но они нелестны для "верующих"...