Сумеречные вальсы и жуткие частушки нашего пограничья, Ритм твоего пульса, голос твоей крови - так, чтоб наверняка.
Зашел тут спонтанный спор с отцом о том, является ли зависть стимулом прогресса. Отец утверждает, что да. Дескать, позавидовал некто известному спортсмену или писателю, поработал над собой, да и сам сделался не хуже их.
А вот я не так думаю. Я считаю, что зависть в лучшем случае абсолютно бесплодна. Так называемая "белая зависть" - ничто иное, как восхищение чьими то достижениями - с непременной грустноватой ноткой осознания, что мне-то этого не дано. "Белая зависть" не сподвигает ни на какие действия - порадовался, слегка погрустил, пожелал дальнейших успехов - и занялся своими повседневными делами.
Собственно зависть - "черная" - как раз бывает весьма и весьма деятельна - но исключительно в негативном плане. Она не созидает, а пытается разрушить - и разрушает, если имеет достаточно длинные руки и острые ядовитые зубы. Она тоже бесплодна, потому что бледные поганки - это не плоды ни разу. Это антиплоды, если можно так выразиться.
А вот то, что толкает на свершения, я привык называть вкусным аглицким словом "челендж". То есть, вызов. Когда человек видит чьи-то успехи и у него возникает азартное желание попробовать сделать не хуже, а то и лучше. Он видит вызов и принимает его, будучи в душе уверен, что имеет все нужные средства для достижения цели, хотя бы потенциальные, что ему не только хочется, но и сможется. Это позитивное и волнующее чувство, сродни влюбленности человека, готового завоевать объект своей страсти - а не только безнадежно вздыхать под окнами. И вот оно как раз и двигает творчество и отчасти прогресс.

@темы: Скрип процессора

Комментарии
27.12.2008 в 12:55

Согласна с тобой:) Вообще, по-моему, суть разницы между завистью и вызовом - в существовании направленности вперед у вызова, и отсутствия такового у зависти. Зависть как раз пригибает, это рабское ощущение на самом деле. И возмущение против такого ощущения двигает завистником, а сила его самоуничижения направляется на другой объект. Человек делает (думает, эмоционирует) не "для", а "против". Это не прогресс:) (хотя допускаю, что аццкие изобретения теоретически могут появляться и таким путем. Но по мне место им - в полупародийных реальностях массового потребления:) Реально все проще и жестче, и не зависть этим движет)
27.12.2008 в 13:04

Сумеречные вальсы и жуткие частушки нашего пограничья, Ритм твоего пульса, голос твоей крови - так, чтоб наверняка.
starbatхотя допускаю, что аццкие изобретения теоретически могут появляться и таким путем. Но по мне место им - в полупародийных реальностях массового потребления:)
Ага, есть яркий пример (хоть и не из массовой культуры), в "Лачуге должника" Шефнера - когда великий врач позавидовал известности более бездарных коллег и создал напоминание о том, от чего избавил человечество - живые человекообразные воплощения болезней. А они возьми и разбегись... Типичные "антиплоды", ядовитые ягодки зависти и обиды.
27.12.2008 в 13:16

Рыцарь со страхом и упрёком. // NULLA DIES SINE DIEI IRAE // N'Ayez pas peur de soufrir le futur nous attend. // Утка подгорает!
К сожалению, в родном языке термин Challenger не переводится одним словом - требуется целый причастный оборот - "бросающий вызов..."
А зависть абсолютно неконструктивна. К тому же, как и другие отрицательные эмоции - весьма утомительна...
27.12.2008 в 13:28

еще цветочки
в родном языке нет слова челендж, поэтому зависти приходится вести себя прилично :gigi:
27.12.2008 в 13:40

Сумеречные вальсы и жуткие частушки нашего пограничья, Ритм твоего пульса, голос твоей крови - так, чтоб наверняка.
AizeNN В родном языке есть слова вызов и дерзание :)
27.12.2008 в 13:52

еще цветочки
вызов все-таки немного не из этой серии: вызов исходит от собеседника, а зависть - чисто внутреннее
а вот дерзание существует само по себе, без оглядки на того, кто это дерзание мог вызвать - тоже не совсем то
М... "абалдеть, я такую же хочу".. если не зависть, может, желание?
27.12.2008 в 13:57

Сумеречные вальсы и жуткие частушки нашего пограничья, Ритм твоего пульса, голос твоей крови - так, чтоб наверняка.
AizeNN Ну, кроме "поднятой перчатки", "принятого вызова" у меня ничего не придумывается. Потому что никто может перчатку и не бросать сознательно - ситуацию воспринимает так тот, кто ее "поднимает". Это именно внутренняя, чисто субъективная ситуация.
27.12.2008 в 14:32

еще цветочки
Booga_the_Ripper
таки проблема именно в подборе слов: что мы понимаем под словом, и хотим ли мы его употреблять оп отношению к себе.
27.12.2008 в 14:36

Сумеречные вальсы и жуткие частушки нашего пограничья, Ритм твоего пульса, голос твоей крови - так, чтоб наверняка.
AizeNN В принципе да:) В споре с отцом мы в итоге и пришли к выводу о тотальной неопределенности понятий :)
Но вот лично для меня зависть - негатив и только негатив.
27.12.2008 в 16:32

тварь, воспитанная книгами
Booga_the_Ripper Ага, есть яркий пример (хоть и не из массовой культуры), в "Лачуге должника" Шефнера - когда великий врач позавидовал известности более бездарных коллег и создал напоминание о том, от чего избавил человечество - живые человекообразные воплощения болезней. А они возьми и разбегись...
Шикарнейший пример. Потому что завистник стремится не превзойти, а растоптать, унизить. Нормальной победы для него недостаточно.
27.12.2008 в 17:44

Плати судьбой за жизнь, а жизнью - за судьбу (с) Йовин
Да, черная зависть - это чисто негативое чувство , потому что помимо досады от того, что у кого-то что-то возникло или сложилось, у завистника возникает весьма мощный поток пожелания счастливчику всего самого недоброго, который, кстати потом к нему и возвращается в несколько видоизмененном состоянии, но отнюдь недобрым результатом.
27.12.2008 в 18:59

Да, воттактаки - это сказочно. 8)

Я с тобой полностью согласен. Зависть деструктивна. Нет в ней прогресса в светлом понимании этого слова.

А что до вызова.. Не так хочется это назвать. Вызов .. это состязание, да? "Я тебя переплюну!", "а слабо!?" - как-то так. ИМХО, это не творческие лозунги, а скорее состязательные кричалки.
Не вызов. Стимул.
Да.
27.12.2008 в 22:39

Боже, мой Боже, ласковый мой Боже, научи меня летать, если ты все можешь
А я бы назвала это другим словом – ревностная зависть, ревность.
Ревность по отношению к объекту любви, в качестве которого может выступать творчество, наука, спорт, любая деятельность, другой человек, в конце концов. Желание стать лучшим для этого объекта, доказать, что ты и только ты обладаешь исключительным на него правом. Потому что твоя любовь к нему исключительна.
Ревность является двигателем прогресса (ревностный, ревнитель, рвение, соревнование). Во всяком случае, в русском понимании этого слова.

www.sociology.kharkov.ua/docs/gender/17.html Флоренский на эту тему, правда, он в религию завернул, немного другая история, но все равно интересно.

А слово челлендж для меня, например, несет слишком авантюрный привкус. Этакий американский индивидуалистический азарт, Аляска, Джек Лондон. Нету в челлендже никакой любви.
И этимология выдает его с головой:
Middle English chalengen to accuse, from Anglo-French chalenger, from Latin calumniari to accuse falsely, from calumnia calumny.
1292, from O.Fr. chalenge "accusation, claim, dispute," from L. calumnia "trickery" (see calumny). Accusatory connotations died out 17c. Meaning "a calling to fight" is from 1530. Challenged as a euphemism for "disabled" dates from 1985.
Обвинение, после которого хочется кулаками махать и чего-то доказывать.

Ну что, как вам ревность в качестве недостающего слова? По-моему, по смыслу и патриотично! ))))
28.12.2008 в 10:27

Рыцарь со страхом и упрёком. // NULLA DIES SINE DIEI IRAE // N'Ayez pas peur de soufrir le futur nous attend. // Утка подгорает!
Challenged as a euphemism for "disabled" dates from 1985.
Все-таки англичане свой танк назвали именно Челленджер...