Сумеречные вальсы и жуткие частушки нашего пограничья, Ритм твоего пульса, голос твоей крови - так, чтоб наверняка.
11.10.2009 в 15:51
Пишет Lios Alfary:Текстописательское и тексточитательское, слегка безумное
"Стыдно убивать героев для того, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных. Терпеть этого не могу" (с) Эмилия, умудренная опытом придворная дама.
Повесить бы где-нибудь на видном месте.
Стыдно убивать. Стыдно унижать. Стыдно мучить, ничему не уча и не давая шанса на спасение.
Да, это сильный ход. Да, возможно, логичное завершение сюжета. И даже, может быть, правильно. Но упиваться их страданием, резать по живому и восхищаться собой за это... нет, это даже не садизм. Это свинство, да простят меня умные и правильные авторы и их восторженные почитатели.
Я могу быть трижды не прав, но если ваш "энд" - и не "хэппи", то разве не правильнее - оставить для них, получившихся живыми, настоящими, искренними, существующими в какой-то из реальностей, хотя бы маленькую лазейку для вероятного счастья? Пусть не свет, пусть покой - но не обреченность на боль от незавершенных дел и неразрешенных задач!
...в самом деле, мне, наверное, просто не дано понять вкуса "сладкого ангста"? Не может быть сладким текст - тесто, замешанное на бесконечных боли и страданиях симпатичных мне людей, пусть даже и придуманных... или может? Объясните?
URL записи"Стыдно убивать героев для того, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных. Терпеть этого не могу" (с) Эмилия, умудренная опытом придворная дама.
Повесить бы где-нибудь на видном месте.
Стыдно убивать. Стыдно унижать. Стыдно мучить, ничему не уча и не давая шанса на спасение.
Да, это сильный ход. Да, возможно, логичное завершение сюжета. И даже, может быть, правильно. Но упиваться их страданием, резать по живому и восхищаться собой за это... нет, это даже не садизм. Это свинство, да простят меня умные и правильные авторы и их восторженные почитатели.
Я могу быть трижды не прав, но если ваш "энд" - и не "хэппи", то разве не правильнее - оставить для них, получившихся живыми, настоящими, искренними, существующими в какой-то из реальностей, хотя бы маленькую лазейку для вероятного счастья? Пусть не свет, пусть покой - но не обреченность на боль от незавершенных дел и неразрешенных задач!
...в самом деле, мне, наверное, просто не дано понять вкуса "сладкого ангста"? Не может быть сладким текст - тесто, замешанное на бесконечных боли и страданиях симпатичных мне людей, пусть даже и придуманных... или может? Объясните?
Лично я могу описывать смерть невторостепенного персонажа только зная, что эта смерть не навсегда, что он вернется и будет жить если не совсем счастливо, то хотя бы нормально. Ну, хоть тресни, иначе не поднимается рука! Именно поэтому для меня почти невозможно убить персонажа-человека, потому что для людей возвращение предусмотрено в каком-то таком неопределенном и труднопредставимом виде, что это уже совсем другое, к жизни персонажа не относящееся. А вот какое-нибудь волшебное существо или там трансформер - другое дело... И для меня ничего не стоят разговоры о том, что это инфантильно - желать хэппи эндов. Да, пусть я инфантил, но я хочу чтобы они были хотя бы "в кино" раз их так мало в жизни. А если мне надо "как в жизни", то я лучше газеты почитаю. Угу, и классику давным-давно не перечитывал. И не хочу.
У меня тоже не поднимается рука писать про смерть героев. Потому что жалко, да. А еще каждый герой - это какое-то "окошко в мир". Это свои взгляды, стремления, даже какие-то жизненные мелочи. И мне интересно смотреть в это окошко, видеть, как герой действует, как справляется с неприятностями. Причем то, что герой остался жив, не значит, что у него вся дальнейшая жизнь будет патокой вымазана. У меня уже один любопытный момент в "воскресительном" фике получился - герои на полном ходу и по уши влетели в любовный треугольник. Но лучше так, чем все тихо и пристойно, потому что персонажи умерли.
Вот мирок. В мире людишки ползают, лапками шевелят. Мур... города строят. А нам, упитанному могучему неучу трехлетного возраста, играть хочется, мы красных с синими стравим, а рыжих в расход пустим. Весело!
Так собственно какая разница, выдуманные они или нет?.. Кому-то важно, что муравьи в подарочном мравйенике под стеклышком живые - со своей жизнью, со своей нишей, со своим туннелем из которого надо выносить песчинки, а кому-то нет. Мне, например важно... а вам?
Жалость не инфантильна. Наоборот, инфантильно отсутствие жалости, это значит, что человек так и остался на уровне "упитанного трехлетнего неуча", абсолютно не умеющего сопереживать.
Так собственно какая разница, выдуманные они или нет?
Разница простая. Муравьи в своем муравейнике живут вне зависимости от того, наблюдает за ними кто-то или нет. Выдуманные герои живут в воображении автора, собственно, оно и есть их мир. И исключительно от автора зависит, какой их жизнь будет. То есть автор для начала этот муравейник построил, населил муравьями, дал отличия красным, синим и рыжим. Это не ситуация: они что-то делали, а я пришел и разломал.
Говорят, очень популярна среди детей. Где разница?..
С воображаемыми персонажами сложнее. Они сами по себе (если смотреть с позиций реального мира) боли не чувствуют, более того, вне автора (его произведения) они не существуют. Если ребенок бьет живую собаку, понятно, что игру надо пресечь, а дите наказать, дабы неповадно было. А если плюшевую? Вроде как никому зла не причиняет.
Что касается выдуманных персонажей. то лично мне кажется, что они в каком-то смысле живые. А может и просто живые - только на другом слое реальности. А я сам в их мире отнюдь не божество, которое вольно кого угодно шарахнуть молнией, я тот, которому вручили этот стеклянный муравейник и поручили наблюдать за ним и беречь. Даже если я сам участвовал в его строительстве. Поэтому спасать попавших в беду муравьев, даже если для этого нужно открыть крышку и проникнуть внутрь, я считаю себя вправе. А вот давить и посыпать дустом - нет.
Хорошо, приведу другое сравнение, если с муравьями так не понравилось
Берем pupa и начинаем в нее иголочками потыкивать. Вроде бы и умысел злой, но не живой человек. Не настоящий. И вреда вроде бы нет (для данной дискуссии давайте предположим что магия - это предрассудок, просто очень крепко вбитый в подсознание).
Но есть что то в этом... Закон подобия. Есть ли разница, тыкать иголочками куклу или живого человека?
Что ж, скажу тогда так. Для меня важен сам вопрос "а есть ли разница?" а не ответ на него. Хотя бы потому что я сам себе не могу дать однозначный ответ. С одной стороны вроде бы несуществует, а с другой стороны подобие никто не отменял.
Я не вижу здесь жалости. Жалость - чувство вредное. Как сентиментальность.
Есть сострадание, сопереживание, сочувствие, печаль, милосердие наконец - эти чувства, для меня во всяком случае, на несколько уровней выше по сложности, и важнее. Жалость к маньяку? Нет. Милосердие? Да. Разные вещи.
Поэтому убить героя? Нет. Позволить ему уйти?.. Возможно. Уничтожить тысячи воображаемых существ ради жизни одного воображаемого? Из жалости?.. А чем он ценнее этих тысяч, кроме того что я его знаю, а их - нет?..
Еще как научился. Я над твоим вопросом когти грызу. Вот только у Тигра рефлекс отличника - раз спросили, надо ответить хоть что-нибудь.
Я не вижу здесь жалости. Жалость - чувство вредное.
Объясни, пожалуйста, что такое для тебя жалость. Чувствую, у нас тут расхождение в терминологии.
Уничтожить тысячи воображаемых существ ради жизни одного воображаемого? Из жалости?.. А чем он ценнее этих тысяч, кроме того что я его знаю, а их - нет?..
А почему, чтобы спасти одного, надо уничтожать тысячи?
Для примера: вот в описываемом мире что-то случилось. Война или стихийное бедствие. Если я, как автор, дам своим героям это пережить, значит ли это, что я уничтожил тысячи незнакомых воображаемых существ ради нескольких знакомых?
Простейший пример - большинство моих персонажей родились из сильных волнений и преживаний. Например, была война. Или общество осуществило некий жутковатый выбор. И на последствиях выросло. Оно самое, ГэГэ в лучшем проявлении. Неужели я не несу ответвенности за это? Несу, и еще как. Без войны не было бы героя... но и не было бы жертв. Так и запишем: горка трупов|безумие системы|чума|катастрофа|прочее=интересный пресонажик. Нужное подчеркнуть.
Более сложный пример: герой не является маньяком. Он не безумен, но - вне системы. Неважно, прав персонаж или система. И конфликт неизбежен, потому что с точки зрения системы - персонаж являтся Злом. Как для папуасов является злом не съесть дорого гостя. И уже летят в разные стороны шестеренки, бесполезные прохожие и обыватели, в угоду сюжету...
Спасибо
Объясни, пожалуйста, что такое для тебя жалость. Чувствую, у нас тут расхождение в терминологии.
Хм, вероятно. Более того, с моим мнением даже Даль не согласен.
Я воспринимаю "жалость" как примитивный вариант сострадания/соболезнования/сочувствия. Сочувствие, которое нам удобно. Как ханжество и сентиментальность: "Мама, мне жалко это кошечку, она такая несчастаня!" или "Ах, как мне жаль этого маньяка, он же не понимает что творит, бедняжка!".
И другое дело "мама, смотри как плохо кошечке, давай ее покормим" и "Его преступления чудовищны, но чем мы отличаемся, если поступим с ним так же?"
Где-то так.
А, тогда понял. Просто у меня этот термин немножко другое означает. Жалость - это состояние, когда душа болит. Если душа болит не за себя, из этого и вырастают сочувствие, сострадание, желание помочь.
Хотя создавать мир с тотальной задницей я тоже не буду.